Интервью с Брайаном Фуллером

Во второй части нашего эксклюзивного интервью с создателем телесериала «Ганнибал» Брайаном Фуллером (первую часть можно прочесть здесь), мы говорим о философии еды Ганнибала Лектера, о возможности воскрешения фильма «Мертвые до востребования» и о многом другом.

Эбби BERNSTEIN 

ASSIGNMENT X: Как Вы приняли решение о сюжетной линии первого сезона? Безусловно, Вы идете от точки А (Ганнибала в исполнении Мадса Миккельсена и Уилла Грэхэма в исполнении Хью Данси) до некой точки B – какой бы то ни было концовки сезона, но не могли бы Вы рассказать, как Вы пришли к внутренней составляющей этого сезона?

FULLER: Я видел все это очень четко уже на начальном этапе работы: четко видел начало, середину и конец сезона. Установив дружбу [между Ганнибалом и Уиллом], нужно было пройти определенную сюжетную историю. Еще я поражен работой Джона Дугласа, профайлера, на котором основан персонаж Уилла [на нем основывался при написании своих книг Томас Харрис]. Он также страдал от энцефалита, его положили в госпиталь, но не понимали, что с ним на самом деле происходит. Его жизнь была под смертельной угрозой, но никто из его окружения этого еще не понял. Я хотел ввести эту линию в свой персонаж Уилла Грэхэма, показав, что он настолько сильно чувствует человеческую натуру, что это оказывает пагубное влияние на него самого, он сам начинает сходить с ума от энцефалита. Я подумал, что такой сюжет был бы очень интересен для сериала: создать для Уилла такое состояние, которое сделало бы его уязвимым для манипуляций Ганнибала Лектера, но чтобы он сам думал, что это проявление крепкой мужской дружбы.

AX: Ганнибал вступает в сговор с доктором Сатклиффом (в исполнении Джона Бенджамина Хики), чтобы Уилл не узнал о том, что у него энцефалит. Почему Ганнибал в итоге убивает Сатклиффа?

FULLER: Здесь нужно учитывать многое. Когда Сатклифф за ужином называет Уилла «свиньей», говоря «Как Вы коллекционируете своих свиней?», Ганнибал, мне кажется, говорит тогда «Уилл не свинья». Я думаю, что тогда Ганнибалу становится ясно, что он не сможет в полной мере контролировать Сатклиффа, что тот может предать его.

AX: Что касается персонажа Эбигэйл Хоббс, исполненной Кэйси Рол, Вы осознанно создавали то, что хотел Ганнибал – и то, что он делал – попытку создания небольшой семьи из Лектера, Уилла и нее?

FULLER: Да. Меня всегда впечатлял этот персонаж – она очень коротко упоминалась в «Красном драконе»: будто она выжила, Уилл навестил ее несколько раз после случившегося, а затем она вроде как стала нормальным человеком. Мне кажется, обращаясь к истории Ганнибала и его сестры Миши [сестру Ганнибала убили и съели военные], в определенном возрасте Лектер мог испытывать некий отцовский инстинкт, а также эмоциональную связь с сестрой, которую он потерял в юности. Мне показалось, что было бы логичным, если бы он начал испытывать сочувствие к Эбигейл, пытаться установить с ней связь. Возможно, чтобы компенсировать те отношения, которые он потерял много лет назад, возможно, чтобы реализовать свой отцовский инстинкт на девочке, чей отец был каннибалом и ее учителем; Лектер теперь сам становился этой отцовской фигурой-каннибалом, хотя и иного рода, и потому он начал опекать Эбигейл.

AX: Вы говорили, что сами уже на протяжении долгого времени являетесь вегетарианцем…

FULLER: Ну, я очень вольный вегетарианец [смеется]. Иногда я ем рыбу, но все равно стараюсь не есть существ с копытами и клешнями. Впрочем, рыбу я ем совсем редко. Я очень много читал о разуме и эмоциях животных, поэтому мне сложно отделить человека от любого другого живого существа. Когда я бываю в гостях, я веду себя вежливо и ем все, что хозяева приготовили. То есть, если у кого-то в гостях мне подают стейк, я не буду кричать «Боже мой, да вы все убийцы!» [смеется] Однако я предпочитаю питаться рыбой и овощами. Я не люблю собак, поэтому для меня нет большой разницы между собакой и свиньей. Первым эдаким магическим существом, которого я увидел в детском возрасте, была корова. Я помню, как вытянул руку до предела, чтобы прикоснуться к брюху коровы, а ее вымя показалось мне таким невероятным, что я просто не мог представить, как я могу съесть это животное. Я подумал: «Это существо такое кроткое, оно живое, оно умное и оно испытывает свои эмоции». Сейчас я собираю картины коров 1800-ых годов, потому что они кажутся мне красивыми существами [смеётся]. Все считают такую коллекцию дурацкой, но коровы – это магические создания. Немудрено, что гамбургеры кажутся мне чем-то абсолютно противоестественным.

AX: Мой предыдущий вопрос ведет к обсуждению гастрономической философии Ганнибала Лектера. Мы знаем, что он убивает и ест людей – ест ли он животных?

FULLER: В одном эпизоде, когда Джэк Крофорд с женой Беллой [ее сыграла настоящая жена Фишберна Джина Торрес] приходят на ужин к Ганнибалу, есть сцена, когда Лектер говорит, что он пользуется услугами этичного мясника и не верит, что существует какая-либо жестокость по отношению к животным, что жестокость существует исключительно среди людей. В этот момент зритель задумывается: «Неужели он имеет в виду, что этот фуа-гра из гуся, которого – подвергли технике искусственного откармливания, через зонд, которая ужасна? Думаю, иногда Лектер ест животных, однако предпочитает человеческое мясо. Это вопрос философии, по крайней мере в этой инкарнации Ганнибала и его отношения к жестокости – зачем есть несчастное беззащитное животное, когда по Земле ходит какой-нибудь урод, не делающий ничего на благо общества, и на костях которого намного больше мяса, чем у свиньи? Мне нравится контраст между точкой зрения убежденных мясоедов и мнением вегетарианцев, а также современной культурой. Мне очень нравится работать с Хосе Андресом [шеф-поваром, который готовит все блюда для сериала] в том числе и потому, что он не хотел делать существенной разницы между человеком и животным. Он никогда не осуждал, не относился с брезгливостью к тому, что готовит Ганнибал. «Мясо есть мясо».

AX: В последующих эпизодах мы узнаем больше о философии убийств  Ганнибалом людей?

FULLER: Мы еще будем разрабатывать эту тему. В предпоследней серии сезона вас ждут некие открытия, которые помогут понять его философию и его подход. Я думаю, мы углубимся в этот аспект во втором сезоне, а сейчас мы имеем дело с двумя проявлениями серийного убийцы Ганнибала Лектера: в качестве «Потрошителя из Чесапика» и в качестве его подражателя. Мы показываем убийцу-подражателя и «Потрошителя из Чесапика» в первом сезоне, но на этом вопрос о Ганнибале-убийце еще не будет закрыт.

AX: Одна серия «Ганнибала» не была выпущена в эфир из-за трагедии, произошедшей в Бостоне. Эпизоды с неоднозначным материалом появились на Youtube, но из-за каких именно моментов серии ее не разрешили к показу?

FULLER: Это произошло из-за школы «Сэнди-Хук» (где произошло массовое убийство). Решение не выпускать эпизод в эфир было принято до событий на бостонском марафоне, оно не имело ничего общего с трагедией в Бостоне. В той серии речь шла о женщине, которая создавала свою семью, разрушая другие семьи. Она похитила ребенка, промыла ему мозги и заставила его убить собственную семью, чтобы самой стать семьей этого ребенка. Неоднозначным моментом был тот факт, что ребенок убивал других детей. Когда на NBC вышли первые пять серий, эта серия не была разрешена к выпуску, потому что в ней уже были деликатные моменты, связанные с трагедией в «Сэнди-Хук». Я каждый день слышал новости о ребенке, который выстрелил в другого ребенка, либо в результате несчастного случая, либо умышленно. Мы понимали, что это деликатная тема, которая не должна была быть частью нашего проекта, она отвлекала от основной сюжетной линии. Мы не стремимся привлечь внимание к себе таким образом. Мы не делаем такого материала. В нашем сериале показаны истории почти фантастических злодеев, очень странных убийц, обладающих некой возвышенной философией убийств.

AX: Этот эпизод выйдет на DVD сериала?

FULLER: Безусловно.

AX: Каролин Давернас снялась в вашем сериале «Чудопад». Вы писали роль Аланы Блум именно для нее?

FULLER: В книге «Красный дракон» есть дополнительный персонаж Алан Блум, и я подумал: «Нам нужно больше женской энергии – у нас уже есть Джэк Крофорд, Уилл Грэхэм, Ганнибал Лектер, но теперь нам недостает женской точки зрения». Поэтому я сказал Каролин, что работаю над «Ганнибалом» и очень хотел бы видеть ее в этом проекте. Было несколько ролей, которые, как мне казалось, подходили ей. Я спросил, какую роль она хотела, и она ответила, что это точно должна была быть Алана Блум. Тогда я сказал: «Прекрасно». На том и порешили.

AX: А персонажа Фредди Лаундса вы превратили в женщину, в исполнении Лары Джин Хоростеки.

FULLER: Да. Она, по сути, списана с Ребекки Брукс, редактора «Ньюс оф зе Уорлд», впутанную во все скандалы с прослушиванием телефонных разговоров. Я понимал, что бульварные газеты времени написания романа – это совершенно другая эпоха. Я хотел, чтобы она была несколько хитроумнее, разумнее, чем просто журналист бульварной газетенки, персонаж Фредди Лаундс, сыгранный Стивеном Лангом в «Охотнике на людей». Мы могли сделать ее немного умнее, но не менее манипулирующей, такой же жуткой болтуньей, но по-своему добивающейся своего. У этого персонажа будет большая роль – на протяжении первого сезона она появляется изредка, но во втором сезоне ее присутствие будет намного более существенным. Я хотел бóльшего равновесия мужчин и женщин в сериале. В последних шести сериях мне очень нравится разнообразие женских персонажей, то, как они представляют разные точки зрения. Я очень рад видеть великолепную игру таких замечательных актрис, как Каролин, Кэйси Рол, Лара Джин Хоростеки, Этьенн Парк и Джиллиан Эндерсон, а также то, как они отличаются друг от друга.

AX: Кроме Каролин Давернас, роли в «Ганнибале» получили Эллен Грин, снявшаяся в «Мертвые до востребования» и Эллен Мат из «Мертвые, как я». Вероятно ли, что в сериале появятся и другие актеры из Ваших прежних работ?

FULLER: Надеюсь, что да. Я очень рад, что Эллен снимается в этом проекте. Мы сделали ей небольшую эпизодическую роль, чтобы ввести ее персонажа в мир «Ганнибала», и безусловно я буду рад видеть ее в сериале чаще. Я бы также хотел видеть Свузи [Курц] – нет ни одного актера из «Мертвых до востребования», кого я не хотел бы видеть в этом проекте. Периодическую роль играет Рауль Эспарса, у него также была роль в «Мертвых до востребования». Джина Торрес и Молли Шэннон также участвовали в том проекте. Мы собираемся снять Ли [Пэйс из «Мертвых до востребования»] в эпизоде первого сезона. Он занят в пьесе и не мог поучаствовать полноценно, но мы были бы рады работать с ним. Так что, все зависит от его графика, но он прекрасный, очень тонкий актер.

AX: Говоря о «Мертвых до востребования», планируете ли Вы сделать концовку к сериалу?

FULLER: Да, сейчас мы думаем над этим. На самом деле все это очень забавно, потому что этот сериал так отличается от сериала «Вероника Марс», в первую очередь потому что он почти в три раза превосходит бюджет «Вероники». Когда выходишь на такой уровень финансирования, очень сложно обходиться без студии, поэтому сейчас мы как раз обсуждаем вопрос о возможности участия крупной студии в этом проекте. Обсуждается вопрос, смогли бы мы профинансировать такой крупный проект крауд-фандингом? Я говорил с создателем и продюсером «Вероники Марс» Робом Томасом, он в этом вопросе сильно обгоняет меня по срокам, но я очень заинтригован нашими перспективами. Я хочу опять окунуться в тот мир и поработать с теми актерами. Было бы замечательно опять оказаться на площадке с ними в любом качестве, но особенно на съемках «Мертвых до востребования».

AX: Что Вы может сказать о новом пилотном проекте, над которым Вы работаете сейчас?

FULLER: Мы работаем над научно-фантастическим фильмом для Syfy Channel. Он называется «Высокая луна», основан на детском рассказе «Пещера лотоса» и повествует о группе первооткрывателей на луне, которые находят растение. Это также и преувеличенное «первооткрывание» реальности в обстановке колонии на Луне, эдакий возврат в обстановку Холодной войны, когда мир представлялся очень маленьким. Действие на луне и применение совершенно иных подходов – это именно то, что происходит, когда ты находишь что-то, что не могло существовать, и то, как все к этому относятся. Это очень веселый, бурный пилотный проект, некая отсылка к 80-ым годам Спилберга. Будто бы «2001: Космическая Одиссея» была бы комедийным триллером.

AX: Количество крови в «Ганнибале» сравнимо только, пожалуй, с произведениями Клива Баркера. Когда Вы обратились на NBC, сказали ли они: «Как мы можем выпустить этот продукт, нам придется навырезать столько, что серии будут длиться по две минуты»?

FULLER: NBC горячо поддержали проект, они знали, что мы поднимали планку в «Ганнибале», хотя ранее на канале уже были успешные хоррор-проекты: «Ходячие мертвецы», «Американская история ужасов». Думаю, им самим было интересно, как этот проект будет встречен в телевизионном эфире. Нас столкнули с гигантами [«Скандал» и «Элементарно»], которые выходили в эфир на протяжении всего сезона и завоевали лояльную армию поклонников к моменту выхода нашего сериала, так что нам пришлось буквально внедряться в их аудиторию. Интересно, что показатели каналов Плюс-3 и Плюс-7 выросли до 88% с учетом перемены часовых поясов, то есть зрители может и не смотрели наш сериал в эфире, но они точно смотрели его потом.

 Я особенно горжусь тем, что у нас появилась такая преданная армия фанатов. Мы очень активно присутствуем в социальных сетях: и я, и режиссер Дэвид Слейд, и продюсер Марта ДеЛорентис, и Этьенн Парк, и Аарон Абрамс [он играет Брайана Зеллера], и Скотт Томпсон [играет Джимми Прайса], и Лара Джин Хоростеки – мы все публикуем посты в Твиттере о каждой серии, общаемся онлайн о событиях сериала, публикуем фото. Одним словом, создаем полноценное мультимедийное восприятие сериала для нашей аудитории. Зрители либо смотрят этот материал во время рекламы, либо пересматривают его потом. Мы хотим дать нашей аудитории столько, насколько они голодны, и столько впечатлений, сколько они способны испытать.

AX: …а также сказать «Спасибо, что вы нас смотрите; мы знаем, что вы есть»?

FULLER: Безусловно. Ты просишь у людей час их свободного времени, чтобы они сели и посмотрели то, что ты сделал. Я очень благодарен за это.

AX: Как вы отнеслись к новости о том, что съемки второго сезона «Ганнибала» были одобрены?

FULLER: Я был в восторге, но у нас еще припасено очень много вкусного материала. Концовка первого сезона вызовет у вас настоящее чувства голода, и вы захотите больше.

Перевод: Мария Прохорова.